Проблема выбора. К чему это может привести.
История мотоциклетного шлема насчитывает почти 100 лет своей истории. С появление мотоциклов, автомобилей и аэропланов, человечество столкнулось с необходимостью иметь предназначенный для этого головной убор.
Какие опасности таит в себе устройство предназначенное для безопасности?
Следует сказать, что современная традиция не носить головные уборы, появилась только в 60-е годы благодаря влиянию хиппи. До этого времени, появляться на улице без головного убора, было не принято. Мода и мораль того времени предписывала ношение шляп, кепи и фуражек. Именно хиппи бросили вызов обществу отказавшись от них и отрастив волосы. Однако, вернемся к теме нашего повествования. Мода и традиции общества начала прошлого века предписывали ношение головного убора на улице и следовательно за рулем авто и мотоцикла. Однако даже скорость в 30 км в час, оказалась слишком большой для обычной одежды. Сначала, военные пытались приспособить для поездок фуражки, принятые в армии, но они предоставляли слишком мало защиты в непогоду, и несли больше неудобств, чем комфорта. Летчики тех времен, которые летали на скорости более 100 км в час, также были в поиске. Появившиеся у них кожаные шлемы вполне подошли для поездок на мотоциклах и открытых авто, которых тогда было большинство. В те времена шлем представлял кожаную шапку, и не более того. Только шлемы танкистов имели специальные пробковые амортизаторы.
Скорости росли, процветали мотоциклетные и автомобильные соревнования и в 30 годы появились шлемы, имеющие скорлупу - защитную внешнюю оболочку, выполненную из металла, и внутренний кожаный шлем с амортизационным наполнением между ними.
Такие, достаточно простые и легкие шлемы удовлетворяли спортсменов очень долгое время. В 60-е годы все более становятся популярным мотоциклетный кросс по пересеченной местности. Для их шлемов потребовалась дополнительная защита лица. Около челюсти появился мощный "вырост", выдающийся вперед, а у шлемов появился длинный козырек, который отсекал грязь, летевшую сверху от колес других мотоциклов.
Дорожные шлемы очень долго не претерпевали никаких изменений. До того времени, пока увлечение мотоцикла не повлекло принятие законов об обязательном использовании шлемов. Следует справедливо сказать, что подобные законы действуют далеко не везде и большая часть райдеров в мире имеет законное право не использовать шлемы в своих поездках. В Индии и Юго-восточных странах, с их жарким и влажным климатом, никому не приходит в голову напяливать на голову шлем. В Соединенных Штатах в каждом штате действуют свои собственные законы. Еще совсем недавно использование шлема мотоциклистами предписано в 20 штатах из 50. Однако, борьба за отмену обязательного использования шлема ведется во всех 20 штатах. Совсем недавно в штате Вирджиния была принята поправка, отменяющая обязательное использование шлема для водителей мотоциклов и пассажиров старше 21 года. Отмена обязательно использования шлема, просто предоставляет право выбора использовать шлем или нет самому райдеру.
Вот и получается, что большинство райдеров, во всем мире имеет возможность выбирать, одевать шлем или нет. Только старушка Европа, где в большинстве использование шлемов предписано законами, цепляется за их использование. Но возможно в этом больше заинтересованы сами производители шлемов. Ведь именно наличие закона об обязательном использовании гарантирует производителям постоянно растущий рынок сбыта. Отмени этот закон, и их прибыли бы упали в несколько раз.
Однако вернемся в те времена, когда конструкции шлемов стали развиваться. Сверхзвуковые истребители потребовали создания других шлемов, и это повлияло на конструкцию мотоциклетных. Если до этого мотоциклетные шлемы закрывали половину головы ("половинки" или "1/2"), то шлемы закрывающие оставлявшие открытым только лицо получили название "открытых" (или "3/4"). Эти шлемы предоставляли большую защиту, и со временем получили опускаемое стекло, которое защищало от ветра и дождя. Полицейский вариант такого шлема получил и маленький козырек. Райдер получил возможность менять стекла с различной прозрачностью, в зависимости от освещения. Вместе с ростом популярности мотоциклов для шоссейно-кольцевых гонок появились шлемы полностью закрывающие лицо и подбородок. Такие шлемы называют "интеграл" ("единичка").
Развитие химии повлекло использование пластмассы и новых амортизационных материалов при их изготовлении. Реклама и активное продвижение из производителями, а также мода на разрисованные шлемы делаю свое дело. Цена на такие шлемы лежит в диапазоне от $200 до 800, половинки стоят от $30 до 100.
Основная проблема интеграла, кроме уменьшения обзора, это перегрев головы райдера. Компании пытаются решить эту проблему, снабжая внутреннюю часть шлема специальными вентиляционными каналами. Однако они хорошо работают на высоких скоростях, а в городском потоке шлем остается все той же грелкой на голове.
Певица Шер, которая имеет неофициальный титул "бабушки байкеров", и ездит на мотоцикле всю ее жизнь, приезжает на различные мероприятии в шлеме, который копирует каску немецкой армии. Такие шлемы весьма популярны во все мире. Нетрадиционный стиль этого шлема, выделяет его владельца из общей массы райдеров.
Однако интегралы оказались очень неудобны для одевания, как следствие появился шлем называющейся Flip-Face. Фактически, это интеграл, у которого вся передняя часть откидывается наверх, что облегчает процедуру помещения или извлечения головы из него, а так же дает возможность пить, есть и курить, не снимая шлема. Такие шлемы стали обязательны для европейской полиции.
По мере того как рынок шлемов расширялся, появились многочисленные тесты и стандарты качества для сертификации шлемов. Сейчас все шлемы официальных производителей имеют наклейку или ярлык удостоверяющий, что данная модель прошла все испытания, и соответствует национальному стандарту. В процессе тестов шлемы сбрасывают с высоты, бросают на них грузы различной формы, лупят специальными устройствами, имитирующими предметы, встречающиеся на дороге при столкновении.
С того времени как мобильный телефон закрепился в жизненном пространстве большинства жителей Америки и Европы, использование его при поездках на мотоциклах было невозможно. Производители шлемов начали пытаться интегрировать его в шлем. Популярные интеркомы, которые используются многими владельцами больших круизеров, позволили подсоединять к этим системам сотовые телефоны. Чуть позже, когда появилась технология bluetooth, многие производители стали предусматривать возможность установки такого оборудования в шлемы. В частности компания BMW представляет "умный" шлем. Он сконструирован с стиле пришельцев из космоса и включает в себя дополнительное оборудование. В шлеме присутствуют функции bluetooth и Garmin. Bluetooth позволяет говорить по телефону и наслаждаться музыкой MP3. Микрофон имеет шумовой уровень 86 децибелов и даже при 100 км/ч вы можете наслаждаться четкостью голоса. Вы можете также услышать инструкции голоса GPS от системы Garmin. Также в комплекте идет пульт с 3 кнопками и два высококачественных микрофона. Однако, следует учесть, что любой закрытый шлем снижает уровень окружающего шума в несколько раз, а наличие музыки в нем, делает райдера практически глухим в уличном движении. Хотели бы вы оказаться в подобной ситуации, да еще с ограниченным обзором? Если вы не пробуете стать Джедаем, то вряд ли. Аналогичный шлем предлагает компания Motorola, совместно с одним из производителем шлемов.
Большинство шлемов сужают обзор спереди и практически лишают райдера периферического зрения. Чтобы компенсировать этот недостаток одна из компаний решила снабдить шлем системой зеркал, для того, чтобы обеспечить обзор сзади.
Идея сделать заднюю стенку мотоциклетного шлема из прозрачного материала, поместив небольшое зеркало внутри, перед глазами водителя, может показаться очевидной, однако производителю шлемов, компании Reevu, только в прошлом году представили подобный шлем публики. Модель мотоциклетного шлема MSX1, снабженного сложной системой зеркал, выглядит забавной, но имеет больше недостатков, чем достоинств. Чтобы воплотить идею в реальность, инженерам Reevu пришлось придумать специальную, чуть приподнятую конструкцию свода шлема. Сама задняя стенка шлема выполнена из небьющегося поликарбоната с отражающими свойствами. Обнародованная цена - 399 долларов. Но следует учесть, что при наличии пассажира такой шлем перестает выполнять свои функции. В случае дождя, протереть заднее стекло не представляется возможным.
Инженер из Дорсета ( Англия ) изобрел тормозные сигналы, прикрепляющиеся к шлему мотоциклиста. Грант Блебен (Grant Bleben) сообщил, что идея пришла ему в голову, после того, как он на грузовике сзади врезался в скутер. Он утверждает, что огни, расположенные на уровне глаз других водителей, помогут уменьшить количество аварий. Возможно, многие водители автомобилей предпочли бы сделать из шлема новогоднюю елку, но лучше им сами быть внимательнее и смотреть в оба глаза.
Британские изобретатели и конструкторы не сидят без дела. Еще один британский студент (Пьерсу Такеру из Йоркшира) сконструировал мотоциклетный шлем, поддерживающий технологию GPS и оборудованный дисплеем для показа скорости движения. По словам изобретателя, устройство создано на базе системы "Head Up Display", использующейся для военных летчиков.
Как надеется ПьерсТакер, его разработка сможет обезопасить движение на мотоцикле и будет активно использоваться уже в течение 5 лет. ЖК-экран имеет размеры 2,5х2 см и расположен в левой части шлема.
Однако испанские инженеры не хотят отдавать пальму первенства англичанам. Они создали первый шлем для мотоциклистов со встроенной в него подушкой безопасности. Сейчас разработка проходит испытания, если эксперты дадут добро, новинка пойдет в серийное производство и появится в продаже.
Сенсоры на шлеме и мотоцикле постоянно обмениваются друг с другом информацией посредством инфракрасных сигналов. Как только электроника поймет, что мотоциклист не удержался на сидении или же двухколесная машина потеряла равновесие, она подаст сигнал на раскрытие подушки безопасности, закрывающей не только голову, но и верхнюю часть спины. Стоит вспомнить, что на автомобилях до сих пор не могут решить проблему ложных срабатываний подушек безопасности. Как правило они срабатывают на парковках, и приводят к нокауту водителя. Хотите ли вы получить нокаут двигаясь на мотоцикле из-за ложного срабатывания системы? Уж лучше ездить, держа гранату в руке в выдернутой чекой, в любом случае у вас есть возможность ее отбросить.
Теперь взвесим все за и против.
Несомненно, что при авариях шлем защищает голову райдера. Об этом говорит статистика столь активно предоставляемая производителями шлемов. Однако, в официальных данных, полностью отсутствует информация о авариях, которые были спровоцированы наличием шлема.
Борцы с обязательным использованием шлема приводят следующие аргументы: значительное уменьшение области обзора и зоны периферийного зрения; уменьшение уровня шума и как следствие уменьшение акустической информации поступающей из внешнего мира к райдеру; значительный вес на голове приводит к утомляемости и потере внимания, кроме этого при аварии возникает травма шейных отделов позвоночника; эксплуатация в теплые дни приводит в дискомфорту и утомляемости, а в жаркие провоцирует потерю сосредоточенности и даже обмороки; шлем крадет ощущение скорости и приносит иллюзию безопасности; наличие темного стекла на шлеме сильно ухудшается видимость.
Несмотря на современные материалы, шлем никак не может расстаться со своим весом и другими отрицательными качествами. Шлем "3/4", и тем более интеграл все еще достаточно тяжелый, громоздкий и таит в себе скрытую угрозу. Современные шлемы снабженные дополнительным оборудованием будут только отвлекать вас и потеря внимания может привести к потере контроля над дорогой. Не забывайте об этом, одевая его перед поездкой.
Выбирая шлем, взвесьте все его достоинства и недостатки, удобство и комфорт вашей головы должны стоять на первом месте.
P.S. Статья не моя и мое мнение не выражает. Просто интересна, как мнение.